Список форумов Всероссийский школьный форум  Список форумов Всероссийский школьный форум  
  Всероссийский школьный форум
FAQ  FAQ   Поиск  Поиск   Пользователи  Пользователи   Группы  Группы
 
Регистрация  ::  Вход Войти и проверить личные сообщения
 
Список форумов Всероссийский школьный форум » Делимся опытом » Документация социального педагога школы

Начать новую тему  Ответить на тему
 Документация социального педагога школы « Предыдущая тема :: Следующая тема » 
Автор Сообщение
Оксана Игоревна
СообщениеДобавлено: Пн Сен 21, 2009 4:31 pm    Заголовок сообщения: Документация социального педагога школы Ответить с цитатой

Активный пользователь

   
Зарегистрирован: 16.09.2009
Сообщения: 37
Откуда: Вольск

Документация социального педагога школы
(примерный перечень)
1.Тексты административных документов по социально-педагогической работе, законов и подзаконных актов по осуществлению прав ребенка.
2.Должностную инструкцию.
3.Перспективный, календарный план работы на год; в нем должны быть представлены те виды деятельности, которые являются основополагающими в работе социального педагога в конкретном образовательном учреждении. Прежде всего это:
•Отчеты о проведенных социально-педагогических исследованиях, возможных экспериментах;
•Создание или уточнение банка данных и карточек по всем категориям клиентов;
•Оформление социально-педагогических паспортов класса, микрорайона;
•Взаимодействие с различными социальными институтами (правовыми, здравоохранительными, по охране прав ребенка, муниципальной службой занятости населения и т. д. ), возможно, в виде схемы с приложением описания предпринятых действий;
•Документированная деятельность по защите прав ребенка;
•Пропаганда социально-педагогических идей (здоровый образ жизни, общечеловеческие ценности, профилактика девиантного поведения и т.д. ) в виде тренингов и др. мероприятий;
•Темы выступлений на педагогических советах, родительских собраниях, перед учащимися;
•Участие в организации и проведении общешкольных мероприятий, акций;
•Работа по повышению собственного профессионального уровня.
Главная цель перспективного плана – развитие социально-педагогической деятельности, совершенствование ее форм и методов, повышение эффективности и, как следствие, результативности/

План работы социального педагога на месяц, конкретизирует, корректирует, детализирует положения годового плана, определяет конкретное время проведения того или иного мероприятия. См. схему

Направление деятельности
Категория клиента (учащиеся,Родители, учителя)
Форма работы
(анкетирование и анализ, беседа, консультация, лекция, тренинг, выступление и т.д.)
Задействованные специалисты
Сроки исполнения
Примечания



На основе вышеозначенного плана составляется план работы социального педагога на день. Предлагается форма журнала:

Дата Виды проведенной работы С кем Затраченное время Примечания



4. циклограмму и график работы на неделю, месяц, утверждает руководитель учреждения.


Циклограмма работы социального педагога:

Один раз в год: оформление социальных паспортов классов.
Один раз в месяц: организация рейдов в рамках операции «Подросток» совместно с инспектором ПДН.
Еженедельно: собеседование, консультирование учащихся, состоящих на различных видах учета.
Регулярно:
• Участие в работе Совета профилактике правонарушений и безнадзорности;
• Индивидуальная работа с учащимися, родителями и учителями;
• Организация внеурочной занятости подростков.
5. график и учет тематических групповых консультаций (учащиеся, родители, учителя) примерно по следующей форме:

№ Дата Тема Категория группы(учащиеся,
Родители, учителя) Примечания



6. График индивидуальных консультаций для отдельных категорий клиентов. Учет обращений родителей, учителей, учащихся и разрешение поставленных ими проьлем (конфиденциальная информация) примерно по следующей форме:

№ Дата Ф.И.О. Категория клиента ( уча
Щийся, родитель, учитель) Краткое содержание проблемы Рекомендации,
Время следующей встречи



7. Проекты или программы по отдельным наиболее актуальным направлениям социально-педагогической работы («Семья», «Инициатива», «Подросток» и т.д.)
8. Документацию по учету правонарушений, отклонений в развитии, конфликтов в коллективе; по освоению индивидуальных образовательных маршрутов детьми, стоящими на внутришкольном контроле; по контролю за движением учащихся; действий и результатов преодоления нарушений.
В контексте вышеозначенного особое место занимает документация Совета по профилактике правонарушений и безнадзорности среди несовершеннолетних.
9. Документацию по вопросам опеки и попечительства 9подробные списки с номерами личных дел, датами лишения родительских прав и назначения опеки, адресами, телефонами, местом работы; акты обследования жилищно-бытовых условий), защите прав ребенка в органах охраны правопорядка и судебных органах (по необходимости).
10. Данные по изучению социального состава семей, социального портрета ученика, класса, школы, социальных ожиданий родителей, учащихся, педагогов.
11. Учет мер по социальной защите детей из социально неблагополучных семей.
12. Методические рекомендации для родителей.
13. Методические рекомендации для классных руководителей, учителей по решению проблем социальной жизни ребенка и снятию конфликтов в межличностных отношениях.
14. Систематизированную информацию (в виде карточек или информационных стендов) по городским и (или) районным службам для родителей и детей.
Основные принципы деятельности социального педагога
К основным принципам деятельности социального педагога относятся:
Принцип взаимодействия, заключающийся:
- в целенаправленном постоянном сотрудничестве социального педагога с. другими работниками учебного учреждения по разрешению различных проблем, конфликтных ситуаций;
- создании педагогической среды в учебном учреждении;
- налаживании связей и координации деятельности со всеми социальными институтами, занимающимися вопросами социализации учащихся.
Принцип лнчностно-ориентированного подхода, основывающийся:
- на гуманном отношении к личности;
-уважении прав и свобод, как учащегося, так и педагога;
- оказании содействия в саморазвитии и социализации личности;
- «поощрении ее творческой самореализации.
Принцип позитивного восприятия и принятия личности,
Означающий:
Принятие ребенка и взрослого такими, каковы они есть;
Поиск в каждой личности положительных качеств, опираясь на которые можно сформировать другие, более значимые свойства личности ;
Оптимизм и веру в возможности и способности личности;
- Формирование подготовленности детей и подростков к неприятию негативных проявлений действительности.
Принцип конфиденциальности, предусматривающий: установление отношений открытости;
уверенности в надежности получаемой информации; сохранение профессиональной тайны в отношениях между социальным педагогом и учащимися, родителями, учителями.
Функции социального педагога
1. Аналитико-диагностическую:
- постановка «социального диагноза», для чего проводится изучение личностных особенностей и социально-бытовых условий жизни детей, семьи, социального окружения;
- выявление позитивных и негативных влияний на ребенка, подростка, а также различного рода проблем;
- установление причин отклоняющегося поведения детей и подростков, причин социального неблагополучия семьи;
- содействие выявлению одаренных детей, а также детей с эмоциональными и интеллектуальными задержками в раз¬витии.
2. Прогностическую:
- программирование и прогнозирование на основе анализа социально-педагогической ситуации процесса воспитания и развития личности;
- определение перспектив процесса саморазвития и самовос¬питания личности;
- планирование своей социально-педагогической работы на основе серьезного анализа результатов за предыдущий период времени.
3. Организационно-коммуникативную:
- способствование включению в процесс социального воспи¬тания школьников, в совместный труд и отдых не только работников школы, но и общественности, населения микро¬района;
- установление деловых и личностных контактов;
- накопление информации о позитивном и негативном воздей¬ствии социума на учащихся;
- формирование демократической системы взаимоотношений в детской и подростковой среде, а также в их личных взаи¬моотношениях и отношениях с взрослыми.
4. Коррекционную:
- осуществление коррекции всех воспитательных влияний, оказываемых на детей и подростков как со стороны семьи, так и социальной среды, в том числе и неформальной;
- усиление позитивных влияний и нейтрализация или переключение негативных влияний социальной среды.
5. Социально-профилактическую и реабилитационную:
- организация системы профилактических мер по предупреж¬дению отклоняющегося (девиантного) и преступного (делинквентного) поведения детей и подростков;
- влияние на формирование нравственно-правовой устойчивости;
- организация системы мер социального оздоровления семьи, своевременное оказание социально-правовой и другой помо¬щи семьям и детям групп социального риска.
6. Координационно-организационную:
- организация социально значимой деятельности детей и под¬ростков в открытой микросреде;
- влияние на разумную организацию досуга;
- включение учащихся в различные виды полезной деятельности с учетом психолого-педагогических требований.
7. Социально-педагогической поддержки и помощи учащихся:
- оказание квалифицированной социально-педагогической помощи ребенку в саморазвитии, самопознании, самооценке, самоутверждении, самоорганизации, самореабилитации, самореализации.
8. Охранно-защитную:
- использование имеющегося арсенала правовых норм для за¬щиты прав и интересов личности;
- содействие применению мер государственного принуждения и реализации юридической ответственности в отношении лиц, допускающих прямые или косвенные противоправные
воздействия на подопечных социального педагога;
- взаимодействие с органами социальной защиты.
9. Психотерапевтическую:
- забота о душевном равновесии ребенка;
- установление доверительных отношений с ребенком, подростком, взрослым;
- оказание помощи в разрешении межличностных конфликтов, снятии депрессивного состояния;
- оказание содействия в изменении отношения ребенка, под¬ростка, взрослого к жизни, к окружению, к самому себе;
- организации ребенку, взрослому «ситуации успеха».
10. Посредническую:
- осуществление связи в интересах ребенка между семьей, образовательным учреждением и ближайшим окружением ребенка.
В этот перечень можно включить еще одну функцию – самообразование . Для любого профессионала важно постоянно пополнять свой актуальный багаж. Это касается и социального педагога.

Глава 4. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Социально-педагогическая деятельность может реализовываться в виде социально-педагогической технологии - одного из сложившегося на основе предыдущего опыта или выявленного и обоснованного пути достижения определенной социально-педагогической цели (Л.В. Мардахаев). Технология вообще - это совокупность приемов, применяемая в каком-нибудь деле» мастер¬стве, искусстве. Необходимо отметить, что специалисты сегодня не пришли пока к единому мнению относительно технологизации социально-педагогической деятельности.
С точки зрения В.П. Беспалько, любая деятельность либо тех¬нология, либо искусство. Искусство основано на интуиции, техно¬логия - на науке. Интуиция жизненно необходима социальному педагогу, так как не всегда у него имеется запас времени для того, чтобы просчитать оптимальный вариант поведения и (или) реакции на возникающие ситуации. Однако социальная педагогика утвер¬ждается как наука, поэтому увеличивается количество направлений деятельности социального педагога, которые в той или иной степени технологизируются. В связи с этим социальному педагогу важно уяснить основания для выбора уже сложившейся технологии либо разработки специальной технологии для конкретного случая. Это значит - определить:
- цель своих усилий;
- необходимые условия для ее реализации;
- особенности и возможности ребенка, подростка;
- возможности и особенности социума, микросоциума (школы, класса, семьи и др.);
- возможные формы и методы ее реализации;
- временные возможности для достижения поставленной цели.
Различные направления работы социального педагога в разной к своей профессиональной интуиции, что в рамках технологии не¬допустимо. Подготовленный социальный педагог вполне способен усво¬ить нужные для работы технологии, так как их реализация почти не изменяется под воздействием его индивидуальности. В методике же именно личность социального педагога, частности его профес¬сионального мастерства играют ведущую роль в решении постав¬ленных задач.
Выбор методики зависит от того, какой вид деятельности соци¬альный педагог предлагает своему клиенту. Если это общение, то здесь возможны беседа, диспут, дискуссия, дебаты; если игра - де¬ловые игры, ролевые игры, тренинги и т. д.
Воспитывая, можно действовать по разному:
- воздействовать на ребенка;
- противодействовать ему;
- содействовать ему;
- помогать ему;
- сотрудничать с ним.
Кроме того, возможно комбинирование методов, подбор их в за¬висимости от определенных ситуаций. В технологическом процессе, где в основе лежат процессы целеполагания, прогнозирования, про¬ектирования, содержание деятельности определяется ожидаемыми изменениями объекта.
Методика социально-педагогической работы
Метод – это способ действия или способ достижения какой-либо цели.
В практической деятельности социальный педагог использует различные методы:
• методы диагностики личности, семьи, социума;
• словесные методы (рассказ, беседа, объяснение, дискуссия, лекция);
• методы воспитания (убеждение, приучение, внушение, поощрение и наказание, мотивирования и приобщения к действию, положительный пример, метод содействия и сотворчества и др.);
• организационно-распорядительные методы (инструктирование, регламентирование, нормирование, контроль и проверка исполнения, критика) и др.
Метод, применяемый социальным педагогом, определяется:
• проблемой ребенка;
• особенностями его личности;
• состоянием семейных взаимоотношений;
• уровнем социальной адаптации;
• возможностями самого специалиста и др.
Социальный педагог, умеющий вычленять проблему ребенка, ставить цели работы с ним, является хорошим стратегом. Осуществить стратегию социально педагогической деятельности ему помогает владение методиками и технологиями.


Сущность и основные направления деятельности социального педагога
Цель деятельности социального педагога:
- создание благоприятных условий для развития личности ребенка (физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального);
- оказание ребенку комплексной помощи в саморазвитии и самореализации в процессе восприятия мира и адаптации в нем;
- защита ребенка в его жизненном пространстве.
По согласованию с администрацией, ввиду имеющихся проблем в рамках конкретной школы, социальный педагог может развивать в свою деятельность в необходимых направлениях, наполняя их конкретным содержанием. Предлагаемая таблица отражает примерный перечень как основных направлений деятельности социального педагога, так и их содержание.



Социальный педагог вполне способен усво¬ить нужные для работы технологии, так как их реализация почти не изменяется под воздействием его индивидуальности. В методике же именно личность социального педагога, частности его профес¬сионального мастерства играют ведущую роль в решении постав¬ленных задач.
Выбор методики зависит от того, какой вид деятельности соци¬альный педагог предлагает своему клиенту. Если это общение, то здесь возможны беседа, диспут, дискуссия, дебаты; если игра - де¬ловые игры, ролевые игры, тренинги и т. д.
Воспитывая, можно действовать по разному:
- воздействовать на ребенка;
- противодействовать ему;
- содействовать ему;
- помогать ему;
- сотрудничать с ним.
Кроме того, возможно комбинирование методов, подбор их в за¬висимости от определенных ситуаций. В технологическом процессе, где в основе лежат процессы целеполагания, прогнозирования, про¬ектирования, содержание деятельности определяется ожидаемыми изменениями объекта.


п\п Направления
деятельности Содержание
1. Социально-
педагогическое
исследование
с целью выявления социальных и личностных проблем детей всех возрастов - проведение социальной паспортизации классов, учебного учреждения, микрорайона;
- изучение и анализ культурно-бытовых отношений в семьях учащихся;
- изучение и анализ морально-психологического фона учебного учреждения с целью выявления его воздействия на личность ученика и разработка мер по его оптимизации;
- определение центров социально-культурного влияния на учащихся в микрорайоне школы с целью изучения их воспитательного потенциала и организации взаимодействия;
- социально-педагогическая диагностика с целью выявления личностных проблем учащихся, семьи и др.
2. Социально-педагогическая защита прав ребенка - выявление и поддержка учащихся, нуждающихся в социальной защите (дети-инвалиды, одаренные дети), опеке, попечительстве;
- защита прав и интересов учащихся (обращение особого внимания на оказавшихся в трудной жизненной ситуации) в различных инстанциях (педсовет, Совет по профилактике правонарушений и преступлений, Комиссия по делам несовершеннолетних, суд, прокуратура и т. д.);
- защита и индивидуальная работа с учащимися, подвергающимися насилию и агрессии со стороны взрослых и т. п.
3. Обеспечение социально-педагогической поддержки семье в формировании личности учащегося - раннее выявление неблагополучных семей;
- создание банка данных по неполным семьям, семьям, имеющим детей с особенностями психофизического развития, опекунским семьям, семьям с приемными детьми и т. д.;
- пропаганда здорового образа жизни в семье как необходимого условия успешной социализации детей и подростков;
- психолого-педагогическое просвещение с целью создания оптимальных условий для взаимопонимания в семье;
- духовно-ценностное просвещение;
- содействие включению родителей в учебно-воспитательный процесс;
- организация «круглых столов», семинаров, встреч для родителей, педагогов, учащих¬ся по социально-педагогической проблемати¬ке и др.
4. Социально-педагогическое консультиро¬вание - организация и проведение индивидуальных кон¬сультаций для учащихся, оказавшихся в труд¬ных жизненных ситуациях;
- консультирование и специализированная по¬мощь учащимся в профессиональном определе¬нии;
- консультирование родителей, педагогов, ад¬министрации, классных руководителей по раз¬решению социально-педагогических проблем и др.
5. Социально-педагогическая профилакти¬ка, коррекция и реабилитация - раннее выявление и предупреждение фактов от¬клоняющегося поведения учащихся;
- обеспечение профилактической и коррекционной работы с детьми и подростками, состоящи¬ми на различных видах учета («группа риска», внутришкольный контроль (далее - ВШК), ин-спекция по делам несовершеннолетних (далее - ИДН));
- организация превентивно-профилактической ра¬боты с учащимися «группы риска»;
- способствование пропаганде здорового образа жизни;
- повышение уровня правовой грамотности уча¬щихся и их родителей с целью профилактики девиантного поведения;
- организация реабилитации детей испытываю¬щих различные затруднения в системе разно¬образных отношений, которые вызывают деза¬даптацию (болезнь, инвалидность, стресс и пр.), а также подростков, вернувшихся из мест лише¬ния свободы, спецучреждений
6. Содействие созданию педагогически ориентированной среды для оптимального развития личности ребенка - сосредоточение внимания администрации учеб¬ного учреждения на проблемах и потребностях учащихся, учителей, родителей при планирова¬нии и организации учебно-воспитательного про¬цесса, социально-педагогической деятельности;
- развитие взаимопонимания и взаимодействия между учителями, учащимися и родителями
7. Поддержка социально ценной деятельности детей и подро-стков (возмож¬на в виде волонтерства, проектной дея-тельности) - забота о больных, инвалидах и бедных;
- благотворительные мероприятия для сверстни¬ков и пожилых людей;
- работа в службах социальной защиты;
- благоустройство города, поселка, двора;
- охрана природы и памятников культуры;
- проведение игр и творческих занятий с детьми;
- другое, все, что способствует личностному и профессиональному самоопределению подро¬стка, приобщает его к общечеловеческим цен¬ностям
8. Организацион¬но-методиче¬ская деятель¬ность - анализ и обобщение опыта социально-педагогической деятельности; - участие в методических секциях, семинарах, практикумах, конференциях различного уровня по социально-педагогическим проблемам; - накопление банка данных по методикам ра¬боты на основе изучения методической ли¬тературы, специальных изданий по социаль¬ной педагогике, достижений науки и практики, а также результатов проведенных социально-педагогических исследований

Социально-педагогическая деятельность начинается с поста¬новки целей и задач, которые необходимо решить специалисту:
- сформировать у ребенка навыки общения, которые по какой-
либо причине у него отсутствуют;
- помочь ребенку адаптироваться в новой среде;
- помочь учителю и ребенку (ребенку и родителям, родителям
и учителю) понять друг друга и др.
Цель, в свою очередь, определит содержание деятельности, методы ее реализации и формы организации (индивидуальная, групповая, коллективная), которые взаимосвязаны между собой (см. рис. 1).
Решение любой проблемы ребенка, требующей вмешательства социального педагога, начинается с диагностирования проблемы, которое включает в себя обязательный этап сбора, анализа и систе¬матизации информации, на основании которой может быть сделано то или иное заключение.
Особенностью деятельности социального педагога является то, что учащийся не всегда может сформулировать свою проблему и объяснить (из – за ссоры с друзьями, противостояния с учителем, конфликта с родителями и пр.), поэтому задача социального педагога заключается в том, чтобы самому выяснить обстоятельства возникшей ситуации и «поставить диагноз».
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему  Ответить на тему Страница 1 из 1

Список форумов Всероссийский школьный форум » Делимся опытом » Документация социального педагога школы
Перейти:  



Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах

Посещаемость:

Яндекс.Метрика
 
 


DAJ Glass (1.0.5) template by Dustin Baccetti
EQ graphic based off of a design from www.freeclipart.nu
Powered by phpBB © 2001, 2002 phpBB Group
Вы можете бесплатно создать форум на MyBB2.ru, RSS